A1927_01

First transcription: 0:0:2 Last transcription: 0:30:21


CHVF1922: Господи! Где= Где только нас не носило! И как эта голова осталась цела, я понять не могу. Не знаю. В Ельце я до двух раз под бомбёжку попадала. Раз мне рамой как завалило по спине! [] к этому, бомбить начали. Я присела к этому, как воздухом дало раму, ну и значит, там, по этому... Ну, без травмы обошлося. Ну, теперь после этого, что ж, от отца писем нету, нету, нету; живу с мачехой, тяжело, работа неподсильная, боже мой! У нас тут домочек стоит вот тут крайний, за этим за домочком был ток. И на станции была Заготзерно. И вот на мы заготовку, трое нас были, и мы эту заготовку, мешки, целый день, целый день возим, и возим - госпоставка называлась. И косили вручную, и молотили вручную, и возили... И как эта тяжесть, она только, я= я даже не имею представленья, как мы выжили? И вот мы там были, а нас домой не распускали - а то их тогда не соберёшь. Вот мы там= туда нам есть носили, на этот ток, он вот домочек вот, по сейчас, это была раньше школа. Ну и, значит, а когда война-то началась, учить бросили, этого, там хозяйка одна жила, и вот нам не разрешали домой приходить, принесут нам= нас туда, покормят, и мы снова на работу. Спали мы дай бог в сутки три часа. Это дай бог! Прям там, как поросятки - вот поваляемся у этой, в солому, переспим, и опять на работу. Ну, теперь, ой-ой-ой, шла-шла война, трудности неможные, работа неподсильная... Пришёл отец с фронта. Отлежал в Тамбове в госпитале, потом перегнали его, перевезли в Куйбышев, одиннадцать с половиной месяцев отлежал тама... Пришёл... Нога не работает... Не становится он на ногу. Вся тяжесть! Печки у нас вот этой не было, хлеб печь негде было, война отхватила, и не смог он скласть, он так мастер сам был-то. И вот по домам - сходим в лес, наворуем дров, веточек напилим - и вот какая-нибудь тётка пустит нам хлеб испечь. И вот так и жили это и в войну проклятую. Теперь после войны... в войну. Папа пришёл в сорок третьем году четырнадцатого октября. В сорок третьем? Ну да, в сорок третьем. Ну, нам помаленечку: "Носите мне кирпич, месите мне глину, я буду печку класть, надоело по людям ходить". Ну, он сидит только у нас, как этот, управляющий, кирпичики ложит. Ой, сложили печку! Какая радость - печка своя теперь! Крыть! А крыть он не сможет, потому что он об одной ноге не успе=, она у него есть, но она - боже упаси к ней притрогиваться. Ну, нашли мальчишка. Привезла его мачеха... А он щупленький, маленький... Я говорю: "Пап, что ж вы наделали, на что ж вы его привезли? Ведь он перепортит вот железу сейчас, какая ни на есть, а железу всё надо обрезать, всё надо делать так, как положено". Ну, а папа такой был открытый, и говорит: "Сашка! Глянь, что моя дочь-то говорит, ты железу перепортишь, и убежишь сам, а мы опять останемся без крыши?" - "Нет-нет! Я сделаю хорошо!" Ну и сделал. Правда, покрыл, всё слава богу. Ну, пожила я, сколь же он, в сорок четвёртом= В сорок третьем он пришёл... сорок четвёртый год, в сорок пятом замуж вышла. Вышла замуж, это моя родовая село, где мы родилися. Прожила там пятнадцать лет. Народились три дочери у меня. Большая дочь стала уже ходить в восьмой класс. А у нас семилетка там. Что делать? Учились девчонки отлично - кто с серебряной, кто с золотой покончали. Надо куда-то промышлять дальше, чтоб их учить. Отдали мы её вот за десять километров в Баёвку, там была десятилетка. Она походила сюда полгодочка, ну и всё-таки мы сдумали перейти сюда. В шестидесятом году перешли мы сюда, в этот дом. Так, большая дочь ходила в восьмой, вторая дочь ходила в шестой, третья ходила в третий. Вот училися, я работала, сам работал, они училися, в сорок третьем год= в шестьдесят третьем году дочь окончила, значит, десять классов, уехала учиться. Так, эта дочь окончила одиннадцать у мене классов, ушла в Липецк учиться на физмата; та на учителя, та на учителя. Меньшая окончила десять классов, ушла в медицинский. Вернулись оттуда... Покончали. Кто куда поразъехались. И теперь вот мы живём одни. Двадцать лет уже. Вот наша жизнь проходила. Теперь перестарели, а в две= изветошали все, и живём... И откуда нам помощь какую ждать? Бог её знает. Одна дочь живёт на Урале, одна живёт Хлевенский район, а третья аж в Латвии. Вот наша и жизнь прошла, а сейчас вон сам свалился и говорит: "Нет у меня движенья, нет, ноги не ходят, и всё". Вот уж с неделю жалуется на ноги. Одно - ноги, и ноги, и ноги. Вот мы прожили.
interviewer: Приезжают они хоть, дочери-то?
CHVF1922: В отпуск приезжают. Приезжают в отпуск. У нас вот внучка замуж выходит вроде, ну, дочери, сестре-то хочется чтобы обои сёстры побыли на свадьбе, они прислали письмо и пишут: "Нет, мам, свадьба нам ни к чему, мы думаем приехать числа двадцатого августа и чтобы помочь вам картошку выбрать". Ну а картошка там известно, вот такаечки. там нечего выбирать, вот я ей написала письмо: "Вы думайте, об себе, как вам получше. Картошку выбирать нам - и то нечего". Картошка эта совсем никакая. Ну вот, когда они приедут. А вообще-то они вот два года-то ездят, нам помогают, картошку выбирают. Ну и только что выберут картошку, и опять отпуск прошёл - какой он отпуск три месяца что ли? Он же быстро уходит. И опять одни. Да дай бог здоровья всем сельсоветским работникам, хоть вот воду подтянули - а то у нас вода была на посёлку, а нас тут заносит страсть снегом, когда хорошая вот зимой вот пыль. Она нас забивает до смерти, но вот два года тринадцатого мая поравнялося, вот подтянули вот воду нам. Хоть мы из-за воды не так-то уж страдаем. Правда, там какая-то попала, видно старьё, два раза трубу прорывало, тоже мучились, выливали, сколько было тяжести, ну, потом достали, сами уж от себе достали, укрепили там, вроде сейчас вот ничего. Вот так мы и живём.
interviewer: А засуха часто здесь бывает?
CHVF1922: Засухи? Так. В тридцать шестом была засух= засуха громадная - люди пухли, помирали. Потом в тридцать седьмом был урожай прекрасный, ну тут средненький был урожай, в сорок се= шестом опять засуха была, недород ужасный был, в сорок шестом, ровно через десять лет. Потом, значит, не уродилось, недород большой был, в пятьдесят первом. Скот даже не знали, чем кормить, отсылали вон во Мценск, в Белоруссию, тюковали, там какая-то кой-какая там семечка была, там и полын, сборная, всё на свете, тюками сюда сено присылали. Так, теперь вот в семьдесят втором тоже засуха была громадная. Вот, ну и вот нынешний год. Вот эти вот годы - одно что-то не уродилось, другое уродилось; ну са= у нас самое главное что? Огород уродил картошку - мы и поросёночка выкормили, каких-то курочек, всё на свете... Нынче вот опять картошка совсем никуда не годна, глянешь вонт на огород - вроде он огород как огород, вот я вчера пошла выдернула пять кустов и принесла вот так, и они вон стоят, мелочь, я их и никуды не потратила. Бывают засухи, бывают недороды. Но нынешний год, опять-таки сказать, хоть сено. Сеном народ обеспечились, угу. А ведь вот в семьдесят втором году такая была засуха, что скот кормить нечем было. Нечем кормить скот было! Даже бывалоча вот не то что, отелится корова, ей сенца-то дать нет, не наготовили. Не было. А нынче хоть сено, правда, хорошая.
interviewer: Но вы же корову не держите?
CHVF1922: Нет, нет уже. Корова была у нас ой, хорошая корова-ведерница была, и он, прямо у него здоровья-то нету, ветеран войны, пережил много в эту войну, и говорит: "Ну всё, я откосился!" И вот уж у нас шесть лет тридцатого ноября исполнилось, седьмой год как мы корову не держим. Нет. Вот две козы у нас, десять кур-несушек и вот цыплятишек взяли выходили и всё, вся наша... Скудноватая жизнь прошла. Тут они перевороты ведь такие были, вот как раз в тридцать первом году организовывался колхоз - кулаченье, растрепали, ну нас не трепали, а вообще-то, людей-то, это ведь всё отражается. Нас не кулачили, брата какого-то кулачили, или там какого-то дядю, всё равно это отражалось всё на организм. А тут пошёл колхоз, оплата плохая была, страшно, только в тридцать седьмом году дали там килограмм по три, наверное, на трудодень, а то бывало, ну что дадут, когда по семьсот грамм, или дадут вот по килограмму, а потом, это август месяц, а потом тогда не дают до самого Нового году, вот и выйдет там по килограмм, по полкило или по четыреста грамм, на трудодень. Вот так мы и жили.
interviewer: А что кроме хлеба на трудодень давали?
CHVF1922: Кроме хлеба? Ну вот, знаете как, вот, например, мы тут жили и наш, ко=, этот, колхоз был передовой по району, передовой. Работы было вот так вот, вот у нас не было передышки! Ох, господи! Ну и что нам ещё на трудодень дадут? Соломки. Ржаной соломки. Когда просяной. Вот такие были вязки, вот на сотню трудодней, например, вязка эта. Привезут - под окно сволят. Тяжкая жизнь была, плохо давали.
interviewer: А тут просо сеяли раньше?
CHVF1922: Сеяли просо, и горох сеяли, и, значит, рожь, пшеницу, овёс, это вот всё сеяли. Да, ну вот, вот так переживали. Колхоз был передовой по району, числился, о-о, куда гремел! А нам-то жизнь была и неважная. Работой снабжёны были от и до. Порядок был хороший. Я вот сейчас посмотрю, как вот сейчас поле урабатывается - э-э-э, далёко не родня! У нас было двести семьдесят четыре гектара распашной. И мы тогда работали-то - на лошадях пахали, на лошадях скирдовали, конная молотилка была, и молотили на ней. И всё было в порядочке. И мы никогда, чтобы у нас где-то скирд поставили на поле, нет, мы все это вот ну, копны называлися, все свозили вот сюда это где домочек, где у нас ток был. А потом - свезли, заскирдовали - потом наачинаем тогда молотить. Вот. Порядок был ужасно какой. Ну, а людям, конечно, жилось не очень-то. Не очень. Ну как-то мы были вроде бы и довольные. Почему мы были довольные? Вот по счашечной жизни сравнить, почему мы были довольные, я не знаю. И какие-то радостные мы были вот, радовалися: ага, с поля свезли то-то, с поля другое что-то свезли, вот мы радовались уборке, что мы управляемся, убираем, всё свозим, в порядочку всё делаем. Вот как. Работы было много. И работа эта наша попала... Вот теперь я, как стала совершеннолетняя, и пока замуж вышла, у меня ни одного трудо= дня не попало в стаж. Вот представляете, какая тяжкая военная раб= жизнь была, и не попало в стаж у мене ничего. Мы безграмотные особо не понимаем, перешли мы в другой район, совхоз стал организовываться, мне никто не подсказал, и сама тяпок. И, значит, не пришла сюда не взяла свои рабочие года. И осталась так. Ну, потом-то вроде, когда уж это, долго годя, стали это вот разговаривать, а я думаю, у-у, да что ж это не выработаю что ли? Да я как лошадюка. Да я ещё сколько... А я вдруг да заболела, да села. Вот болят руки-ноги, да пять лет не доработала до пенсии! Вон ведь каак болела-то. Да. Сперва на группе была, а потом группу сняли, и я не поднялася. Да вот так и сидела. пять лет до пенсии не доработала.
interviewer: А сколько Вы в школе учились?
CHVF1922: Я в четвёр= в четвёртом классе я проучилась одну четверть. Одну четверть я проучилась в четвёртом классе. И так я и села. Мать была не родная - мачеха, с мачехи спрашивать нечего, видно, что уж...
interviewer: А что, какое-нибудь рукоделье посадили или что?
CHVF1922: Когда я бросила эту? В колхоз ходили да и всё, какая там рукоделье!
interviewer: А что же девочки делали вот такие в колхозе? Это Вам лет десять было, да?
CHVF1922: А мы, знаете, о-о-ох, что делали? Бывало вот тут два дедушки были добрые. Вот, значить, мы начинаем. Начинается махорка, сажать. Ну, махорка, так она и называлась, махорка – мы-то звали табак, но это махорка. Вот, значить, женщины сажають, а мы им воду носим. Вот эти два дедушки добрых – они нам хоть из бочки вынають вёдры и это, наливають нам. Вот это-т, махорку посодють, посодють, ну, посадили. А нас ни свет ни заря утром будють ей поливать, чтоб она не засохла - ну, ить мы нескольки там дней ходим ей поливать, потом отработались, всё. Мокрые, грязные, и руки-то уж у нас надсажёные: ну, вядр… вёдра потаскайся, а ведь ума-то не было: мы, значить, один перед одним, чтоб моя пара вперёд шла – видишь, как хочется-то. Теперь, значить, после этого закончили махорку, начинается прополка. Нас тоже: «Идите, полите!», да. Ну, сперва одних девчонок нас отбивали. Не больнё так прополем-то. Потом и с женщинами стали полоть ходить. Бывало, женщины-то вот, они кажется постарше нас, а ведь они покрепче нас, вот они-то грядки дойдуть, а мы: то гляди лопнет у нас поясница, да брюшина у нас почему-то болела, она щас-то не так-то болить. Ну почему она и изработанная, а ить не так болить. «Ох, – думаем, – грядку не дойдём, посваляемси». Ну, отдохнём, отдохнём – опять надо... Потом начинается просу полоть. Вот просу сеяли, на пшено-то какая идёть. Вот тут это опять наша работа, а потом начинають, кого куда. Вот у нас тут ясли были, кого в ясли швырнуть, чтобы с этими, с ребятишкими сидели играли, а женщины чтоб больше работали. Так и нас. Ну, а потом уж стали мы по пятнадцать лет, уж тогда мы стали самостоятельно работать, а как же. Ой, один раз пошли вот сюда, тут вот щас дома, а тут была чистая поле. Ну, утром рано вязать рожь пошли. А там в кустах, что-то там, лес, за этим, он и был там, лес. Как заворошилось чтой-то! Эх, как мы хватили, да назад! Что из нас ещё толку-то не было, господи, ну что там, пятнадцать лет! Ну, работали. Ну, а в войну, в войну всю времю на лошадях работали, на лошадях. Вожжи из рук ни выходили: пахать надо, дробачить надо, сеять надо. Посеяли там, туда-сюда – уже рабочая пора: копны возить надо, и снова надо пахать, снова рожь, надо ведь зерновые сеять. Вот так наша жизнь проходила кой-как… Хорошего мы ничего не видали. И, пожалуй, теперь не увидим. А сейчас в стране какая-то недотолчка, ведь, бывалоча, возьмёшь мешок сахару, ну, хватает на самый сезон, от бранья и ещё, на сезон хватает, на год, а сейчас за этим, талон получишь, то за тем-то надо побежать, то за тем; бегаешь, ноги бьёшь - толку нету ничего! Отчасти как-то и недовольны жизнью. А сейчас [] к старости; силы истрёпаны, изорваны, лежит другой день, говорит: "Не хочу есть!" Вот понимаете: "Не хочу есть!" Молоко есть, паёк ему дают, тут и колбаски привезём, мука вон стоит, я ему вчера и блинка, этого всего, а он: "Я не хочу!"
interviewer: А молоко вы берёте?
CHVF1922: А мы, у нас две козы. Свои две козы. Нам хватает. Ещё даже зимой в закуп носили. Сейчас не носим, а зимой в закуп носили. Молока-то у нас хватает. А он теперь говорит: "Не хочу!". Всё, отъелся, пожалуй. Пожалуй, так.
interviewer: Ну всё-таки какие-то праздники-то ведь бывали, там девочки как-то веселились?
CHVF1922: Ну, на мотаню-то ходили. Ходили на мотаню. И вы знаете, как? Я помню, один... Я уже, восемнадцать мне поравнялось, с меня налог брали, у матери были двое несовершеннолетних, она бы не платила, мачеха, а я совершеннолетняя - налог. А ведь налог какой был - заем. И сельхозналог! И военный налог! И... и бездетный! В войну ведь всё на свете драли. Ну что ж, мяса этой поставки сорок килограмм, и чтоб резаного, резаного. Ну, мы купили, значит, закупаем козляточек маленьких, и они вырастают, и вот первое полугодие - надо расплачиваться. Режем козу этую самую, а зарезали, завернули, чтоб не пачкать ей ничего, ну и мы, значит, понесла я, и сестрёнку с собой взяла. Сколь сестрёнке, она с двадцать девятого; я с двадцать второго, она с двадцать девятого году была. Босиком! Пришли сюда в Елец, заклеймили. Надо в холодильник несть, аж [в Плучок]. А ведь ещё толку-то нет, сейчас ругааемся мы на своих, уж на что я у мачехи была в дисциплинке, в этом, не пустая была, а ведь всё равно не догадалась через чугунный мост перейтить, мне бы ближе насколько! А я из этого холодильника да опять где клеймила, кругу-то дала опять километров пять, а ведь эти, ноги-то, разутые! Ой, пока домой пришли, девка моя села, сестрёнка, совсем села. Ноги у нас горят, терпенья нету, мать говорит: "Становьтесь на холодное вон, воды налейте, да и на холодное встаньте". Ну, постояли-постояли, ну сколько мы там простояли, ладно. А вечереом-то опять пошли на улицу-то. Да, ведь опять на мотаню пошли. Были и у нас колхозные праздники. Бывало, колхоз, я говорю, был передовой. Отработаемся, мы старались к Октябрьской, чтоб у нас с поля всё на свете было свезёно, всё на свете было отеплёно - и закутки и для овец, и для теляток, и для всего на свете - чтобы мы подготовились полностью! Ну тогда, что ж, у нас праздник. Ага, вот каждый со своей ложкою отправляемся на обед. Ну а откуда они тогда ложки, столовых-то не было. Вот мы со своими ложками, ну тарелки там и чашки пособерут. Ну, конечно, там и музыка, гармошка, балалайка; там старички какие давношние, они умели играть, умели нас организовывать. Вот мы отмечаем праздник. Да. Ну, большинство мы отмечали, конечно, Октябрьскую. Потому что мы готовились, всё чтобы у нас с поля ушло, чтобы мы были свободные. Ну, а такие праздники тогда уж, церковные праздники, за них строговато было, конечно.
interviewer: А вот Пасху - тоже, нельзя было отмечать?
CHVF1922: Ну, мы отмечать-отмечали, ну а дома каждый; уж там, на улице никто там не собирал, , да, да, там запрещёно... Она, можно сказать, и не заапрещёна, но уже тулилися, уже как-то не то было. Это сейчас - я хочу, в церкву поеду, хочу пост буду не есть, и всем скажу, что я пощусь, не ем, а тогда как-то это было не то. Так-то. Жизнь наша протекала тяжкая.
interviewer: А чем-нибудь здесь занимались рукодельем каким-нибудь?
CHVF1922: Нет, тут у нас не занимались. Мы работой былы полностью загружены, мы не занимались ничем. Плели кружеву вот, ну, когда возьмём, у нас за семь километров был союз, кружеву плели. Вот какие деревня похуже работали, они зимнее дело плели кружеву. Потому что они в колхоз когда сходят, когда нет. Ну, у нас строгость была из-за этого. Это вечерком или когда-то там, ну, может, утречком пораньше встанешь, там хоть на мыло на разное на это выплесть, а так рукоделья никакого. Кружеву мы плели, а больше рукоделья никакого не было. Спрядём на прялке, себе свяжем, износим, вот это вот работа была. Даже у нас тут вот не было станков, чтобы вот холщовые, вот такие вот, это вот ручная тканьё, не фабрика, а ручная тканьё, и то у нас тут никто не занимался. Тут уже стал колхоз, приусадебные участки были по сорок-пятьдесят соток, где его сеять, этую коноплю или лён, там всё на голи, этого, картох больше сажать, картох больше сажать.
interviewer: А в магазине-то было тут?
CHVF1922: Ну, в магазине был или товар, также вот матерьял всякий был, ну ведь нам на трудодни денег-то не давали, на чего купить-то? А скотину какую-то выгадаешь, продашь - налог надо заплатить. Надо [обушонку] купить. Вот так перебивалися.
interviewer: А сами не шили обувь?
CHVF1922: На нашем посёлку, например, сапожников не было. Полатать чего-нибудь, они там мужики полатают, а шить не шили. Ни сапоги там, у нас даже валенки тут никто не валял. Потому что строгость была на работу, всё это минимум вырабатывали, чтобы не попасть в непонятицу, Так что у нас никакой не было, чтоб мы там чем-то занимались, другим изделием. Вот по большим сёлам, там дисциплинка была посложнее= похуже, и они кто валенки валял, ну а кто, может, и сапожничал, шил чего-нибудь там, обувь. У нас на посёлку - нет. У нас строго было на работу, бывало, как скотину гоним в стадо - и оставаемся по звонку. Наряд получишь, прибежишь, поел, и ухватываешь косу ли, вилки ли, лопату ли - какая работа подходит. Всё. В обед пришли, поели, там скотинку уходили, телёночка попоили, коров подоили - опять на работу, и пока солнце сядет. У нас работой зарезали впрах. Дюже много работы было.
interviewer: И зимой каждый день?
CHVF1922: И зимой. Вот женщины, какие вот домохозяйки, у каких дети там маленькие, они зиму, можно сказать, не ходили, а мы - то сортировать, то тригеровать, то травить зерно, мы тут мы без конца, девки, ходили. У нас не было так. Ой, да война-то зашла - господи, извозы замучили, ой-ой-ой! Роддом отоплялся дровами, сельсовет дровами, теперь, школа дровами, и всё это таскали мы, дрова эти возили за сорок километров, вот есть у нас тут Задонск, а за Задонск ещё двадцать километров был Аржавецлес. И вот мы ездили. Вот приедешь, сегодня, например, мы приехали в ночь, завтра нам день дадут передохнуть, послезавтра опять в извоз. А какая абы уж одёжа в войну-то была? О боже, да лошади слабенькие, бывалоча на этот, на гору идет, помогаешь лошади порато самой, сама-то уж иди, а лошади-то помогнуть. Тяжкая жизнь. А особенно война. Уж война - это невыносимый был= был труд. Невыносимый труд был! И как только люди выносили? И знаете что? Ещё бы я сказала вот что: и ссоры никогда не было. Вот. Я вот посмотрю сейчас - пойдут коров доить, идут глаголют, цепляют друг друга, а ведь у нас этого не было. Нет. Правда, папа строговат был насчёт этого, я= Одна сноха его (по брату), а другая чужая, ну они не хотели, чтобы малый с девкой ходили, они хотели, чтобы они не дружили. Одна другую вроде "Ты= Вы не достойны, чтобы за моего сына выйтить!" Нынче гам, завтра гам... Отец говорит: "Поперештрафую! По пятнадцать трудодней с вас, если ещё услышу, вы будете так лаяться!" Всё, отлаялись. А сейчас, не знаю, вот идут, и даже вот идут с молоком - глядишь, у них какие-то неполадки, они друг друга уже поджиливают. А так-то вот где-нибудь - о боже мой! А [] за вином пойдут - ой, ой! Там= там матюги вылетают аж страшно слухать. А ведь тогда этого не было. Нет. Нет. Народ был намного-намного лучше. Чем это доказать? Сейчас, вроде бы сказать, работаем, деньги получаем, пенсионеры, всё равно мы деньги получаем, сейчас оплачивают неплохо пенсионерам. Пусть всё подорожало, ну всё-таки опять набавили нам. А вот какая-то, какая-то неудовольствие в людах, какая-то или нависть, ненависть, что ли, я даже не пойму, что это такое. Народ стал грубый. Грубый народ стал. Ненавистный друг на друга. Прям невозможно как. У нас тут одна, правда, она, ну, с вином связалась, два года не работала, сейчас вышла теперь пенсия ей, ну, ей начислили сто тридцать два. А соседка говорит: "А я вот ночами не сплю, мол, почему ей начислили сто тридцать два?" Понимаете? Но ведь она вперёд-то работала. Она вперёд и на птичнику работала, и дояркой работала, там же всё высчитывается, а этой вот ненавистно. "А я, - говорит, - ночь, ночью, всю ночь не спала, как ты думаешь, она сто тридцать два получает?" Теперь всё. А ведь раньше-то этого не было. Не было, никаких этих вот, бывало посмотришь, как-то совсем не те люди были. Совсем не те люди были. Мы перешли сюда, по единоличному наша земля тут была, ну потом оттуда стали помаленьку выходить из того села, стали расселяться. Тут их три посёлочка было, из одного села населёны. И вот что ж. Как всё равно считалися односельчане, у нас никакого спору не было, никакой ненависти не было. Сейчас вот за семь километров переселились к нам несколько семей, там разошлась деревенька, вы поглядите, они друг с другом как бронятся! Они поели друг друга! Да такие матюки применяют, что аж страшно глядеть. Говорю: "Бабы, да вы что, да вы с ума посошли, да ведь вы односельчане. Кто бы знал, что это у кого это там получалось, кто бы нет. А вы всё повывалили, всё, всё налицо! Кто где что когда это врал или что-то где-то ездил или что-то крал или - всё, всё наяву". Люди стали совсем не те, нет, нет.
interviewer: Из какого села-то сюда переселялись?
CHVF1922: Мы?
interviewer: Да.
CHVF1922: Со Слепухи. Село Большая слепуха, она была большая, в ней где-то было около тысячи дворов. А потом вот, когда, тогда ведь мало было земли давали, на душу-то, а потом, когда царь прибавил земли-то, ну и, значит, добавили тут землю, они начали оттуда переселяться сюда, тут [] вот близко. И вот тут много, тут нас три посёлочка населились. Ну, сейчас от этих три посёлочка одного совсем нету, и ни одного дома нет, ни одного человека, нету, это была Коптево. Вот. Ну и на другом-то тут ещё малор-мало есть. Вот. А наш посёлок тоже совсем был развалился, но вот теперь это Танеево к нам сюда понахлынули эти бранчивые люди, это бранчивые люди, невозможные, невозможные. Вот теперь они и живут у нас.
interviewer: А Ваш отец, вот так его приглашали куда-нибудь печку=